Дмитрий Хома рассказал о причинах закрытия школ в Витебской области, организации подвоза и трудоустройстве педагогов

Демографическая ситуация в Витебской области сложилась таким образом, что некоторые классы в сельских школах попросту отсутствуют. В снижении численности детей, проживающих на селе, кроется основная причина оптимизации учебных заведений. Несомненно, экономически невыгодно содержать малокомплектные учреждения образования, плюс ко всему, страдает качество учебного процесса.

Количество школ в области за 5 лет сократилось на 108 единиц. Количество обучающихся увеличилось на 3 959 человек, вместе с тем в сельской местности – уменьшилось на 4 835 детей.

Процесс оптимизации продолжается, и в этом году принимается решение в отношении порядка 20 учреждений. О причинах закрытия, организации подвоза, трудоустройстве педагогов и многом другом рассказал начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома.

– Оптимизация сети учреждений образования коснулась не только Витебщины, но и в целом республики, – подчеркнул Дмитрий Леонидович. – У этого процесса имеются серьезные предпосылки: уменьшение количества обучающихся в сельских школах до 20-35 учащихся, наполняемость классов 2-4 человека или отсутствие отдельных классов, в этой связи учителя-предметники ведут отдельные предметы, не имея для  этого необходимой специальности.

Подчеркну, экономический эффект – не главная причина оптимизации, хотя и ее так же необходимо учитывать.  Для родителей детей важны возможность получение качественного образования и условия для успешной социализации и развития ребенка.

О закрытии школ нельзя говорить только в негативном ключе, ведь на самом деле все не так плохо. Будем откровенны: ресурсы  городских школ значительно выше в плане кадрового обеспечения и оснащения, возможностей для получения дополнительного образования детей, развития коммуникативных навыков детей. При оптимизации сети учреждений образования важными вопросами являются  работа с кадрами по адаптации учащихся к новым условиям обучения и воспитания, организация подвоза. И ребенок, и родитель должен понимать, что условия обучения, качество предоставляемых образовательных  услуг стали значительно лучше.

Рост качества образования подтверждается результатами работы. Так, вся система образования Витебщины уже второй год подряд признается лучшей в стране. Наши результаты ЦТ или олимпиад более чем успешны. Спустя примерно 10 лет мы снова поднялись на второе место по итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. Впереди только Минск, однако, сравнивая ресурсы столицы и нашей области, уступили им только 3 диплома. И радует то, что в списках победителей республиканской олимпиады учащиеся из 12 школ райцентров и городских поселков, 4 сельских школ.  

Процесс урбанизации идет. Наша задача, учитывая критическую дальность подвоза, создать ту сеть, которая будет существовать продолжительный период времени. Т.е. если где-то в районе есть три маленькие школы, целесообразнее оставить одну и дать ей возможность эффективно функционировать.

– Как реагируют родители на оптимизацию учреждений образования, есть ли протестные настроения?

–  Несомненно, закрытие школы – болезненный процесс. И не только для учеников и их родителей, но и для всего коллектива учреждения образования. Здесь важно донести до всех целесообразность оптимизации. Родителям необходимо предварительно ознакомиться с теми учебными заведениями, в которых их детям предстоит продолжить обучение. В большинстве случаев напряженность исчезает, когда они убеждаются в том, что новая школа хорошо оснащена, там есть современная материально-техническая база, продуман маршрут безопасного подвоза детей. Конечно, вопросы от населения неизбежны. Поэтому проводим встречи с родителями и педагогами, даем объяснения и исчерпывающие ответы.

– Не возникнет ли проблема по организации подвоза учащихся к новому месту учебы?

– Мы делаем все возможное, чтобы избежать таких проблем. За последние пять лет приобретено более 140 автобусов. На сегодняшний день вопрос с заменой автопарка на районах снят, он обновлен более чем на 70%. В этом году также запланировано приобретение более 30  единиц техники.

Сегодня мы работаем над тем, чтобы подвоз детей осуществлялся максимально безопасно: сотрудники Госавтоинспекции инспектируют все маршруты, проводим большой комплекс мероприятий по обучению водителей, установили видеокамеры в большинстве  автобусов. Требования, предъявляемые к водителям школьных автобусов, достаточно высоки.

Стоит отметить, что территориально, конечно, разбросаны населенные пункты, поэтому нагрузка на транспорт большая. В каждом автобусе есть педагог, который несет ответственность за безопасность подвоза детей их посадку и высадку в строго отведенных для этого местах. Проблемы с ранним отъездом детей решались за счет приобретения не только больших школьных автобусов, но и газелей. Хотя, конечно, в 100% объеме вопрос раннего выезда не сняли, но в этом направлении мы продолжаем работать.

  Есть проблема и в том, что много педагогов на село ездит из районных центров. Я убежден, что учитель должен жить на месте, потому что педагогическая деятельность включает и воспитательную работу, которой учитель должен сегодня заниматься непрерывно. А у нас есть школы, где практически 100% педагогов живут в городе, а на работу ездят в сельскую местность. Они привязаны к подвозу, соответственно возникают вопросы в организации процесса обучения и воспитания.

– Не приведет ли оптимизация к чрезмерному увеличению количества учеников в классах?

– Мы ищем пути разумного наполнения классов. Сразу скажу, что в сельских и районных школах этот вопрос не возникнет. Так, есть у нас еще базовые школы численностью в 20 учеников. А больше 100 учащихся, например, в Лужковской средней школе  Шарковщинского  района. Но нужно понимать, что и здесь большой процент детей, которых привозят из близлежащих населенных пунктов.

Решения о закрытии учреждений образования принимаются на местах взвешенно и осторожно. При оптимизации школ досконально просчитываются и учитываются перспективы экономического развития конкретного региона, от чего зависит приток кадров, а значит, и новых жителей с детьми.

– Каким образом решается вопрос трудоустройства педагогов после закрытия, реорганизации учебных заведений?

         – Подчеркну, что при закрытии школы обязательно ищем варианты для трудоустройства не только педагогов, но и техперсонала. Другой вопрос, что не все соглашаются на предложенные варианты. И если педагогам стремимся предложить работу по профилю, то техперсоналу в этом плане, наверное, немного проще, ведь они могут трудоустроиться в других сферах. Опять же законодательством предусмотрено, что специалисты, которым не по душе предлагаемая работа, имеют право на денежную компенсацию при сокращении.

В новом учебном году систему образования Витебской области пополнят около 600 молодых педагогов, которым в учреждениях образования области будет предоставлено первое рабочее место.

– Будет ли дана вторая жизнь опустевшим зданиям?

– Это самый болезненный вопрос. Все пустующие объекты выставляем на аукцион, но далеко не все они пользуются спросом. Обязательно рассматриваем варианты вовлечения их в хозяйственный оборот. Конечно,  если школа несколько лет стоит без отопления, здание приходит в упадок. И это влечет за собой ряд новых проблем.

– Сейчас прослеживается тенденция увеличения или все же уменьшения численности детей?

– Радует то, что воспитанников в детских садах становится больше, оговорюсь, что это касается только городских дошкольных учреждений. В области функционируют 527 учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

За последние пять лет численность детей, посещающих детские сады, выросла на  1840 человек.

– Спасибо за беседу!

Фото Дмитрия ОСИПОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *