Как определить, готов ли ребенок к первому классу? Узнали у экспертов

Как понять, готов ли ребенок идти в первый класс? Что согласно образовательному стандарту дошкольного образования нужно знать выпускникам детского сада? Почему умение читать и считать еще не гарантирует шестилеткам успеха на уроках? Обо всем этом корреспонденту «ВВ» рассказали специалисты-практики из витебского Дошкольного центра развития ребенка № 5. 

Ориентир — на стандарт

Поступление в школу – начало важного этапа в жизни каждого ребенка, подчеркнула заведующий ДЦРР № 5 Людмила Логунова. Дети входят в мир знаний, новых правил и обязанностей, других взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И чтобы первоклассник с удовольствием посещал уроки, успешно осваивал учебную программу, его необходимо правильно к этому подготовить. Ведь изменится многое. На смену игровой деятельности, которая является основной в учреждении дошкольного образования, придет учебная. Вырастут продолжительность и количество занятий.

– Что сегодня подразумевается под готовностью ребенка к школе? Ориентиром является официально утвержденный образовательный стандарт дошкольного образования. Он определяет формируемые компетенции воспитанников, необходимые для их дальнейшего развития, – пояснила Людмила Логунова. – Данный нормативный документ устанавливает основные направления развития: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое. Они, с одной стороны, выступают фундаментом преемственности дошкольного и начального школьного образования, а с другой – демонстрируют достижение ребенком установленной образовательной цели.

Что нужно знать и уметь?

В соответствии с образовательным стандартом к шести годам детям, например, нужно уметь выполнять разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол и т. д.), доводить до завершения начатую двигательную деятельность, реализовывать свои физические навыки в интересных и полезных видах деятельности (таких как туристические прогулки и походы, плавание, катание на самокате, велосипеде и т. п.).

Стандартом также предусмотрено, что шестилетний ребенок знает домашний адрес, собственное имя, отчество, фамилию свою и взрослых, выражает вербально свои эмоциональные состояния (например, «Я рад», «Я сердит»), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо/плохо). Он самостоятельно выполняет гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами, соблюдает нормы поведения за столом, распорядок дня, выполняет правила безопасного поведения в быту и на улице. Определяет географическое расположение своей страны на карте, называет, с какими государствами она граничит; знает столицу и родной населенный пункт, их достопримечательности. Рассказывает о значении цветов и орнамента Государственного флага, об элементах Государственного герба Республики Беларусь, о памятниках и мемориалах на территории нашей страны, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

К шести годам ребенок должен овладеть количественным и порядковым счетом до 10, научиться определять порядковое место объекта, называть состав чисел от 1 до 5 из единиц и чисел от 1 до 10 – из двух меньших, использовать способы измерения величины линейных протяженностей (длина, ширина, высота) и объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной мерки, различать геометрические и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, трапеция, конус и т. п.), понимать и использовать знаки «больше», «меньше», «равно», группировать предметы по одному-трем признакам. Нужно уметь распознавать и называть части суток, дни недели, времена года… И многое другое. Образовательный стандарт содержит внушительный перечень того, чем детям в идеале необходимо овладеть до поступления в первый класс. Конечно, в дошкольном учреждении всему стараются научить. Однако это не значит, что воспитанники не смогут стать школьниками до тех пор, пока не выполнят каждый пункт.

Психолог рекомендует

Готовность детей к школе определяют не отдельные умения и знания, а их набор, в котором присутствуют все основные компоненты, объяснили мне в ДЦРР № 5.

– Оценивать воспитанников следует индивидуально. Для этого в старших группах всегда проводится диагностика, – отметила Людмила Логунова. – Конечно, каждому взрослому в итоге хочется услышать, что его ребенок самый умный и способный. Но на основании своего родительского и многолетнего педагогического опыта я посоветовала бы мамам и папам очень внимательно отнестись к объективной оценке, данной педагогом-психологом и воспитателем.

Практика показывает: не все родители осознают, насколько важна для маленького ученика физиологическая готовность и определенная степень зрелости психологических процессов. Да, воспитанник детсада может читать, даже довольно бегло, и считать до ста, неплохо справляться с заданиями на развивающих занятиях. Но это, увы, не гарантирует успешной адаптации к школьной жизни.

Так на что же еще, кроме счета, чтения и письма, следует обращать внимание мамам и папам шестилеток? Об этом рассказала педагог-психолог ДЦРР № 5 Виктория Балян.

– Читать и считать успешно научат профессионалы в начальной школе при наличии у детей нужного уровня развития познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, воображения, – уверена она.

Педагог-психолог рекомендует родителям учитывать, насколько их ребенок может усвоить устную инструкцию, услышать задание, которое ему дают, и его выполнить. Важно, чтобы будущий ученик владел навыками самообслуживания – умел собрать сумку с канцелярскими принадлежностями, организовать свое рабочее место, самостоятельно одеться.

– К сожалению, порой в старшей группе можно наблюдать такую картину: мама усаживает ребенка на колени  и натягивает на него колготки, – конкретизировала Виктория Балян. – А что в перспективе? В школе все оденутся, а такой вот первоклассник окажется отстающим, не будет знать, где его спортивная форма или сменка.

Следует обращать внимание на умение детей сидеть на месте и заниматься одним видом деятельности хотя бы 10 минут. Если ребенок взялся за дело, тут же его бросил и схватился за другое – это показатель, что он не способен концентрировать внимание на объекте длительное время. Такому первокласснику будет сложно даже просто усидеть за партой. О каком усвоении программного материала можно говорить?

По словам педагога-психолога, будущему ученику важно хорошо определять лево/ право, верх/низ, поскольку в начальных классах потребуется быстро ориентироваться в тетради. Следует также посмотреть, чувствует ли ребенок границы клетки, контуры рисунка, насколько контролирует движения руки. Раскрашивая картинку, он уже не должен выходить за контуры изображения.

– Немаловажным является умение владеть своими эмоциями, распознавать их у себя и у других, мирно разрешать конфликты, искать компромиссы, – продолжила Виктория Балян. – Это необходимо для установления контакта со сверстниками и учителем. Должна быть сформирована коммуникативная активность. Школьник должен уметь обратиться к взрослому, подойти и выразить словами свою потребность.

Родители зачастую путают натасканность ребенка на выполнение определенных действий и его развитие, поделилась своими наблюдениями педагог-психолог. Как следствие – тот, кто бегло читает, порой не способен пересказать прочитанное. А ведь овладение связной речью намного важнее умения читать.

– Ситуацию усугубляет увлечение гаджетами. В результате пассивный словарь у детей накапливается, однако строить рассказ с использованием не только существительных и глаголов, но и второстепенных членов предложения может далеко не каждый, – пояснила Виктория Балян.

Кстати, родителям нужно не только решить, пойдет ребенок в первый класс в шесть лет или останется в учреждении дошкольного образования. На них возложена еще одна серьезная миссия: сформировать у сына или дочери позитивное отношение к школе. Если взрослые допускают в адрес своего чада высказывания: «Вот пойдешь в школу – там тебя научат дисциплине», или же папа вспоминает: «Как мне эта учеба была дорога!», то, естественно, у ребенка возникнут лишь негативные эмоции.

– Родителям нужно очень аккуратно доносить представления о новом этапе жизни до будущего первоклассника, – заметила педагог-психолог. – Важно формировать позитивный образ школы как источника знаний, возможности для поиска новых друзей, ярких впечатлений, открытий.

И еще один момент подчеркнула Людмила Логунова: особую роль в разностороннем развитии детей играет организация качественного образовательного процесса теми педагогами, которые постоянно взаимодействуют с ребенком и хорошо знают его особенности, из года в год наблюдают его динамику. В результате прорабатываются все аспекты готовности к школе, в то время как точечные посещения каких-то развивающих кружков вне учреждения образования помогут усовершенствовать лишь отдельные умения и навыки.

– Когда сформирована необходимая база, когда ребенок любит, умеет и хочет постигать новое, готов к этому, тогда он с радостью идет в первый класс и потом успешно учится, – подытожила руководитель ДЦРР № 5.