«Колледж — лучшая возможность продегустировать профессию». Рассуждения вокруг образования

Высшее образование любой ценой — по-прежнему один из самых устойчивых трендов в нашем обществе. Какие бы стратегические решения ни предлагало министерство образования, пока побеждают мамы (и папы), которым неудобно перед соседями и родственниками за то, что их ребёнок не поступил в вуз.

Сегодня, когда наличие высшего образования не всегда коррелирует с зарплатой (оставим уже в покое айтишников), когда условный плиточник зарабатывает больше учителя или врача, такие убеждения особенно удивительны.

На эту тему мы рассуждаем вместе с директором Витебского государственного технического колледжа Александром Лосякиным.

—Александр Михайлович, что вы думаете по поводу престижности высшего образования, которое противопоставляется среднему специальному и уж тем более профессионально техническому?

—Постепенно взгляды у молодых людей меняются, и старшее поколение не может этого не учитывать. Если 10-20 лет назад поступление в вуз было поводом для гордости родителей, то сегодня приоритеты сдвинулись. Хотя говорить о том, что этот тренд уже не актуален, нельзя. Молодёжь стала более прагматично относиться к жизни. Мы видим, что выпускников, которые идут в те высшие учебные заведения, куда просто проходят по баллам, а потом не работают по специальности, становится всё меньше.

—Вы хотите сказать, что дети стали более осознанные?

—Да. Молодёжь меньше слушает родителей и старается выбирать то, что по душе. У них широкий кругозор, они много знают, умеют и понимают. Между поколениями в этом смысле пропасть. Молодые люди думают о том, кем действительно хотят стать, что они будут иметь, получив то или иное образование, какие деньги будут зарабатывать, как сложится их жизнь. Диплом ради диплома их всё меньше волнует. И тут им важно сделать правильный выбор, адекватно оценить свои возможности.

—Встаёт главный вопрос: кем всё-таки быть.

—Вы правы. В этом смысле очень важна ранняя профориентация. Ребёнку нужно помочь осознать себя в этом мире. Уже в детском саду видно, кто к чему больше склонен: один будет рулить, другой — дома из кубиков строить, третий — рисовать. Если у ребенка очевидные технические склонности, возможно, не надо отдавать его в музыкальную школу, тем более если он этого категорически не хочет. Родители, учителя должны помочь детям определиться с будущей профессией. Но выбор они должны делать сами. Не может судьба человека определяться желанием мамы подольше не отпускать от себя своё чадо, мол, закончишь 11 классов, а там посмотрим. А он уже в 9-м точно знает, что хочет работать в автомастерской, например.

—Ситуация усугубляется, если школьник хорошо учится. Ведь многие убеждены, что после 9-го уходят только те, кого в 10-й не берут.

Да, и это многих сбивает с толку. Но сегодня талантливый умный ребёнок, который ещё не определился с делом своей жизни, но точно не видит себя в науке, только выиграет, если после получения базового образования пойдёт в среднее специальное учебное заведение. Колледж — лучшая возможность продегустировать профессию.

Во-первых, молодой человек выигрывает время. Пока его сверстники, учась в 10-11 классах, получают общее среднее образование, у него есть возможность за это же время получить ещё и специальность. Он может работать бригадиром, начальником смены, участка — руководителем среднего звена. То есть уже управлять коллективом. К примеру, наш диплом техника-строителя котируется примерно так же, как и диплом инженера-строителя выпускника вуза. Помимо этого, молодой человек получает ещё и рабочую профессию. Например, техник-механик после окончания колледжа может работать как бригадиром, так и оператором станков с числовым программным управлением, фрезеровщиком, токарем. Такой специалист всегда сможет заработать. У него есть возможность стартануть с рядового рабочего на любом предприятии и сделать прекрасную карьеру в перспективе. И если рассуждать в свете престижности высшего образования, то у выпускников учреждений ССО есть ещё один бонус: обучение в вузе по ускоренной программе.

Вы только представьте, ребёнок поступил в колледж, попробовал «на вкус» специальность, убедился, что хочет развиваться, повышать квалификацию именно в этом направлении. При этом он практически не проигрывает в сроках обучения по сравнению с теми, кто пошёл в университет после 11-го. Мне кажется, что это замечательная возможность устроить свою жизнь. Такой человек не найдёт себя через 10 лет в кресле бухгалтера и в депрессии из-за того, что не хочет ходить на работу. Потому что в своё время сделал осознанный выбор.

—Сейчас многие получают 2-е, 3-е и даже 4-е высшее образование, проходят бесконечные переподготовки. Получается, что они продолжают искать себя.

Да, они не удовлетворены своим первым образованием. Такое нельзя назвать профессиональным ростом. Человек в поиске. Но на рынке выигрывает квалифицированный специалист, который постоянно совершенствуется. Поверьте, руководители многих крупных успешных предприятий начинали свой профессиональный путь с колледжа. Нет ничего зазорного начать карьеру с рабочей профессии. Ты становишься к станку, тебя замечают, предлагают более ответственную и сложную работу и зарплату соответственно.

Ты растёшь от бригадира до главного инженера, а потом и руководителя. Наши учащиеся проходят производственную практику на предприятиях. Это помогает им в будущем легче влиться в коллектив. У них есть возможность выбирать, куда пойти работать. Руководители, в свою очередь, замечают самых талантливых практикантов, ждут их после колледжей, предлагают бонусы. Адаптация проходит мягко, корректно, желающих перераспределиться, как правило, нет. Таким образом, имея хорошее среднее специальное образование, плюс рабочую профессию, человек никогда не пропадёт в жизни. Если ему будет недостаточно зарплаты, он всегда сможет после работы, в выходные, во время отпуска найти себе подработку.

К примеру, выпускник выучился на техника-строителя, это инженерная специальность. Но параллельно он получил рабочие специальности каменщика, облицовщика-плиточника, он кое-что понимает в сухом строительстве. По крайней мере, у себя дома ремонт он всегда сможет сделать. Он даже может стать индивидуальным предпринимателем и зарабатывать, причём очень прилично. Такой человек никогда не скажет: у меня нет денег, он скажет: мне не хватает времени.

—Возвращаясь к вопросу о приоритетах. Насколько я знаю, рейтинг школ по-прежнему определят в том числе и процент поступивших в вузы. А учителя нет-нет, да пугают учеников рабочими профессиями. Так в их понимании можно мотивировать на хорошие отметки.

Я уверен, что со временем нам удастся переломить такое положение вещей. Хорошая практика — экскурсии на предприятия и дни открытых дверей в колледжах. Мы давно так делаем. Наверное, надо устраивать такие экскурсии и для учителей, чтобы они увидели, как выглядит современное производство, в каких условиях сегодня трудятся рабочие, узнали, какие зарплаты они получают. Возможно, тогда бы изменилось и их отношение к колледжам.

—Никого не хочу обидеть, но многие сомневаются в уровне подготовки, который могут обеспечить колледжи.

—Знаете, раньше действительно уровень подготовки кадров был не таким высоким. Сегодня колледжи оснащены современнейшим оборудованием. Мы всё время развиваемся в этом направлении. В нашем колледже функционируют центры компетенций по строительным, сварочным технологиям, эксплуатации автотранспорта, автосервису, металлообработке. Вот-вот откроется ресурсный центр по обучению работе на станках с числовым программным обеспечением. Так что наши выпускники обучаются на самом современном оборудовании, и когда они попадают на предприятие, сразу вливаются в работу и становятся незаменимыми специалистами. Это наш вклад в развитие экономики страны. Без ложной скромности скажу, что наш колледж — один из лучших в Беларуси. Мы выпускаем высококлассных специалистов. Мы уверены в их компетенциях. Это подтверждают ежегодные победы в конкурсах профессионального мастерства среди учащихся. Каменная кладка, облицовка плитки, сухое строительство, металлообработка — в этом нашим выпускникам нет равных в стране.

—Вы следите за тем, как устраиваются ваши ребята, как их принимают на предприятиях? Ведь часто молодых людей смущает даже не маленькая зарплата на первых порах, а именно пренебрежительное отношение к ним со стороны руководства.

—По поводу зарплаты. Нашим выпускникам, допустим, в машиностроении сходу предлагают зарплату примерно 1600 рублей. Предприятия, которые заинтересованы в квалифицированных работниках, заключают целевые договоры с ними напрямую. Они всячески поддерживают своих будущих работников: оплачивают проживание, делают доплаты к стипендии. Порой эти доплаты равны стипендии. И потом, руководство всегда будет ценить квалифицированного ответственного специалиста, независимо от стажа.

—Почему тогда так много вакансий на сайтах?

Опять же, многое зависит от руководства. Чтобы молодёжь задерживалась, нужно создавать условия. Зарплата, жильё, досуг — я ничего нового тут не скажу. Единственное, за что я всегда выступаю, так это за молодые крепкие семьи. Нужно всячески способствовать тому, чтобы молодые заводили семьи.

—У вас в колледже работают ваши выпускники?

—Раньше мы больше это практиковали. Сейчас стараемся брать тех специалистов, которые имеют опыт работы в промышленности. Мастер должен знать профессию изнутри. Но в любом случае мы делаем ставку на молодых. Без этого не будет движения вперёд.

—У вас есть проблемы с набором?

—Никогда. Количество желающих на все специальности всегда превышает план набора. К примеру, на «архитектурное проектирование» уже почти два человека на место. Притом, что это обучение платное. К нам придут талантливые дети, которые сделали осознанный выбор. Это подтверждает тот факт, что родители готовы отдавать деньги за их образование.

×××

Александр Лосякин уверен, что поступление в учреждения среднего специального образования не отменяет стремления в вуз. Но так молодой человек сам себе даёт форы, оставляет возможность для манёвра. Директор колледжа заверил, что учреждения ССО прекрасно оснащены, и ситуации, когда выпускник колледжа не знает, с какой стороны подойти к станку, остались в прошлом. Один из бонусов — возможность получить рабочую профессию.

А что думаете по этому поводу вы?