Как в Витебске в детсаду детей приобщают к рабочим профессиям
В Витебске в детсаду № 111 «Буслик» детей с раннего возраста знакомят с рабочими профессиями. Ранняя профориентация происходит на ежедневных образовательных занятиях и во время обычных детских игр.
К рабочим профессиям в детсаду № 111 «Буслик» приобщают уже три года. Под руководством педагогов малыши младших групп знакомятся с элементарными инструментами, в группах есть уголочки конкретных профессий. Получив краткую информацию от воспитателя, ребятишки играют в соответствующие сюжетно-ролевые игры. А на занятиях в старшей группе детям более подробно рассказывают про рабочие профессии. Плюс, опять же, информация закрепляется в играх.
Началось приобщение к рабочим профессиям с проекта «Сами строим водопровод». Для него педагоги сами сделали детский конструктор из полипропиленовых труб.
– Детям очень понравилось играть с этим конструктором, – рассказывает заведующая дошкольным учреждением Светлана Мясникова. – И когда у них спрашивали, кем они мечтают стать в будущем, многие отвечали: «Сантехниками!» Словом, проект детвору очень впечатлил.
После этого педагоги детсада № 111 «Буслик» стали придумывать проекты по приобщению воспитанников и к другим рабочим профессиям.
– Например, мы разработали переносную игру «Агроусадьба», чтобы развивать интерес детей к сельскохозяйственным профессиям, – продолжает Светлана Мясникова. – Она представляет собой макеты загородного дома, овощей, фруктов, огорода, деревьев, сельскохозяйственных животных, самосвалов, тракторов и другой техники. Во время игры в агроусадьбу детям надо выполнить несколько задач, например, правильно подобрать растения для огорода, распределить по помещениям фигурки животных на «ночлег».
В продолжение приобщения детей к сельхопрофессиям педагоги детсада № 111 «Буслик» разработали игру по знакомству с крупными сельскохозяйственными предприятиями Беларуси. С помощью робота ребята «путешествуют» по карте страны, выполняя различные задания; попутно воспитатель рассказывает им про сельхозорганизации.
Знакомство воспитанников с рабочими профессиями в этом дошкольном учреждении происходит и во время трудовой деятельности. Так нынешним летом малыши приобщались к труду дворника. Они помогали подметать территорию детсада и убирать сено. После чего малыши и воспитатели делали пластилиновый мультфильм про дворника. Как отметила Светлана Мясникова, дети были в восторге от всего этого.
С ближайшего учебного года в дошкольном учреждении начнут знакомить детей с профессией каменщика. Причем толчком к этому стал разговор с ребенком.
– У одного из наших воспитанников возник вопрос: «Каменщик с камнями работает?» – рассказывает Светлана Мясникова. – Воспитатель пояснила, что он кладет кирпичи. Тогда ребенок спросил: «Почему кирпичи, а не камни?» И теперь в рамках знакомства с профессией каменщика дети будут делать опыты по созданию кирпичиков из глины, бетона, гипса, строить макеты зданий. Думаю, для них это будет очень интересно.
Свой опыт ранней профориентации детсад № 111 «Буслик» регулярно презентует на семинарах в других дошкольных учреждениях. Его образовательные проекты удостаивались побед на республиканских конкурсах.
Как подчеркивает заведующая, знакомство с рабочими профессиями полезно для общего развития ребенка.
– На занятиях в рамках наших проектов у детей развивается воображение, логическое мышление, другие интеллектуальные процессы, – говорит Светлана Мясникова. – У нас относительно молодое дошкольное учреждение, первые выпускники только в нынешнем году закончили общеобразовательную школу. Надеюсь, что ранняя профориентация поможет детям в их профессиональном самоопределении в будущем. Одна из задач дошкольного воспитания — познакомить детей с разнообразными профессиями.