Участники круглого стола обсудили проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
«Нельзя быть патриотом только с восьми утра до пяти вечера»
Участники круглого стола дискуссировали на заданную тему и сошлись в главном: учиться патриотизму мы должны у нашего Президента
♦ Кто они — герои нашего времени?
♦ Как избежать формирования у детей и молодежи клипового мышления?
♦ Что эффективнее: книга или TikTok?
♦ Почему мы теряем из виду поколение 1990-х?
♦ Какова роль личности в воспитании любви к Родине?
На Республиканском педагогическом совете Президент в очередной раз сделал особый акцент на воспитании подрастающего поколения, назвав патриотизм фундаментом образования. «Сделано немало. Мы можем говорить о конкретных результатах: фиксируем высокие конкурсы на военные специальности, видим, как растет интерес молодежи к поисковой работе, студотрядовскому движению и как снижается число выпускников школ, уезжающих учиться за границу. Работу надо продолжать. И надо помнить: патриота может воспитать только патриот», — сказал Александр Лукашенко.
Как научить детей не только любить Родину, но и уметь ее защитить, какие инструменты в этой работе принесут наибольший эффект и как не свести ее к формализму — эти и другие вопросы обсудили участники заседания круглого стола в издательском доме «Беларусь сегодня», посвященного проблемам патриотического воспитания подрастающего поколения. В дискуссии приняли участие член Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Руслан Шкодин, председатель Брестского отделения Союза писателей Беларуси Татьяна Демидович, первый секретарь Минского РК ОО «БРСМ» Екатерина Пахомова, помощник председателя историко-патриотического общественного объединения «Будем помнить» Татьяна Куприянец, водитель ОАО «Кухчицы» Клецкого района, победитель республиканского проекта «Молодежь за урожай» Андрей Алексейчик, руководитель по военно-патриотическому воспитанию СШ № 1 г. Новолукомля имени Ф. Ф. Дубровского Владислав Улахович.
Руслан Шкодин. | Татьяна Демидович. | Екатерина Пахомова. | Татьяна Куприянец. | Андрей Алексейчик. | Владислав Улахович. |
СГ: Какую из многочисленных, порой расплывчатых формулировок понятия «патриотизм» можно считать актуальной в настоящее время и не становится ли это сейчас некоторой данью моде?
Р. Шкодин: Истинный патриотизм основывается на любви к Родине. При этом нельзя разделять это понятие с государством. Когда я слышу заявления о том, что кто-то любит Родину, но не государство, для меня это звучит утопически, ведь все блага, которыми мы пользуемся, создало государство. Все в комплексе мы должны не только любить, чтить, но и сохранить, приумножить, работать на благо общества и быть готовыми защитить. Высшее проявление патриотизма — это умение жертвовать во имя Родины. Вот чему мы должны учить детей, и проводить эту работу надо более агрессивно в хорошем смысле этого слова.
В. Улахович: Если мы говорим о детях, то стоит ли усложнять это понятие? Каждый раз, когда рассуждаем со школьниками на тему патриотизма, приходим к однозначному ответу: это любовь к Родине. А вот когда обсуждаем, что же такое Родина, здесь уже понятие более многогранное: ребята называют и дом, и семью, и школу, где они учатся, и многое другое. Все это близко, понятно детям, как понятна и необходимость беречь это близкое, дорогое.
Е. Пахомова: Если говорить о проявлениях патриотизма, то к вышесказанному я бы добавила сохранение традиций и исторической памяти. В этом направлении мы проводим большую работу, в том числе среди молодежи, которая гораздо чаще и охотнее отзывается на предложенные инициативы, а также сама становится инициатором многих хороших дел.
Т. Куприянец: Когда бываем в школах, часто ведем с ребятами диалоги на эту тему. При обсуждении приводим пример из военной драмы, где в одном из фрагментов боец остается один на защите железнодорожного переезда и отстреливается от фашистов до конца. Может, для кого-то прозвучит пафосно, но патриотизм — это в сердце, когда ты делаешь для своей Родины все возможное и невозможное.
Т. Демидович: Лично мне близко понятие патриотизма как поиска душевной опоры в традициях, истоках, подвигах земляков. И наша задача — посеять эти зерна в душах ребят, помочь им прорасти.
А. Алексейчик: Сейчас стало популярным заявлять о своем патриотизме. С одной стороны, хорошо, что мы не стесняемся об этом говорить. А с другой — патриот не тот, кто громче всех об этом скажет, а человек, который приносит реальную пользу стране. Я бы назвал героями нашего времени всех белорусов, которые добросовестно трудятся на своих рабочих местах, чтобы республика развивалась, росли уровень и качество нашей жизни.
СГ: Достаточно ли той работы, которая проводится по патриотическому воспитанию, и не принимает ли она иногда формальный характер?
Т. Куприянец: Большую роль в этом играет человеческий фактор. Если человек сам понимает и представляет, что значит быть патриотом, говорит об этом детям искренне, то сможет достучаться до ребят. В противном случае, что бы он ни транслировал, это будет звучать неубедительно и дежурно. Отсюда и формализм.
В. Улахович: Как человек открытый и честный, скажу о том, что иногда мы недорабатываем. Приведу простой пример. Часто школьники наводят порядок на воинских захоронениях, памятных местах. И пока ребята работают, педагог может рассказать, что это за место, какой подвиг совершили люди, в честь которых установлен памятник. Все ли используют такую возможность лишний раз напомнить детям о доблести и мужестве наших предков? Далеко не все. И это только один из множества примеров, когда мы упускаем важное.
Р. Шкодин: Давайте наконец признаем, что в этом направлении у нас еще достаточно проблемных вопросов. Да, мы проводим большую работу с детьми и молодежью. Но теряем из виду тех, чье взросление пришлось на 1980‑е, 1990‑е годы. В ходе холодной войны, чтобы разрушить Советский Союз, велась активная информационная война, хоть тогда об этом не говорили так, как сейчас. Люди более старшего поколения прекрасно помнят, как массированно навязывали, внушали, показывали, что все заграничное: одежда, музыка, уклад жизни — хорошо. Поколение выросло, кто-то благодаря жизненному опыту осознал, что происходило и для чего это было сделано. Кто-то остался при том же мнении. Теперь они воспитывают собственных детей. Поэтому проблема существует уже в нескольких поколениях. Мы прикладываем массу усилий к воспитанию молодежи, многое делается в этом направлении. Но, послушав в школе учителя, ребенок приходит домой. А папа или мама ему говорит: посмотри, как люди живут там. Возможно, они сами там никогда не были и не знают, как действительно живут люди за рубежом. Это те условия, в которых нам приходится работать, воспитывая патриотизм.
СГ: Что в таких условиях будет работать лучше всего, какие инструменты предпочтительнее взять на вооружение?
В. Улахович: Считаю, что мы должны учитывать особенности восприятия информации у детей и идти туда, где они проводят время. Если мы не займем эту нишу, ее займут другие, и еще неизвестно, как повлияют на сознание детей. И если это TikTok или Instagram, значит, нужно учиться создавать цепляющий контент, чтобы выигрывать в конкуренции с различными блогерами.
Е. Пахомова: Соглашусь с этим мнением. Сегодня невозможно отнять у подростков, молодежи телефон, исключить из их жизни социальные сети. Наоборот, нужно использовать глобальную цифровизацию в своих целях. Опять же все мы наслышаны про клиповое мышление, поэтому картинка должна быть качественной, чтобы привлечь внимание. Не стоит делать это только для галочки.
Т. Демидович: А я не соглашусь с тем, что в современных реалиях утрачивает актуальность то, что проверено годами. Соцсети — это поверхностно, и мы таким образом воспитываем поколение, которое так же поверхностно воспринимает жизнь. Тогда как наша задача — научить сопоставлять, анализировать. К примеру, в библиотеке мы часто проводим медленные чтения, когда после прочтения того или иного произведения проговариваем сюжет, обсуждаем его. Это очень действенно для того, чтобы ребята начинали думать, размышлять. Чтобы вырастить думающую личность, нужна книга.
Р. Шкодин: На одних соцсетях мы патриотов не воспитаем. Это те площадки, где информация может зацепить на начальном этапе, но мы не сможем там погрузить в глубину вопроса. Поэтому нельзя отказываться от классических источников информации: прессы, книг и другого. Работать надо со всем в комплексе. Что касается контента, выгружаемого в интернет, главное, чтобы он шел от души. Может, это будет не на том фоне, не с тем светом, но важно говорить искренне, тогда к вам прислушаются. А если подходить формально, потому что кто-то тебе поручил, то лучше не делать вообще. Важно показывать и доказывать детям, что соцсетями мир не ограничивается.
Т. Куприянец: Для детей телефон стал чем-то привычным. А вот живое общение вызывает интерес. Особенно если давать им возможность высказать собственную точку зрения, не навязывая свое мнение.
СГ: В стране хорошо развита деятельность военно-патриотических клубов. Насколько они эффективны как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи?
В. Улахович: Как раз недавно в нашей школе открыли военно-патриотический клуб, и я хочу отметить, что это стало одним из этапов многогранной работы по воспитанию у детей патриотизма. Наша главная задача — сформировать личность, которая будет иметь правильные ценностные ориентиры, гражданскую активность, сможет развиваться в любом направлении. Да, такие клубы помогают объединить мотивированных ребят, многие из которых впоследствии так или иначе связывают свою жизнь со службой Родине. Но, повторюсь, в первую очередь мы воспитываем в них чувство ответственности за свою страну.
Е. Пахомова: Таких детей можно сразу определить по выправке, умению себя вести, выдержке. Это прекрасный пример для их товарищей, ближайшего окружения. А воспитанные на нашей истории, на подвигах предков, они, естественно, понесут это во взрослую жизнь.
Т. Демидович: Еще один важный момент: дети в таких клубах работают в коллективе, у них есть общие задачи, они учатся дружить, нести ответственность за товарища. Формируется совсем другое восприятие жизни, и этот опыт они передают своим сверстникам.
СГ: Патриота может воспитать только патриот. Насколько велика роль личности в работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения?
А. Алексейчик: Буду говорить на личном примере. Мои родители, бабушки, дедушки работали в сельском хозяйстве. Эту эстафету у них перенял я. Прекрасно знаю, как сложен труд на земле, но именно благодаря ему мы можем накормить страну. Поэтому приучаю к этому своих детей, слежу, чтобы они принимали участие в школьных субботниках, помогали в домашних делах. Глядя на меня, они понимают, что легкого хлеба не бывает, и готовы к этому.
Р. Шкодин: Руководитель, преподаватель, офицер — тот, кто общается с детьми, проводит встречи, — только он сможет заинтересовать ребят. Если он будет честным, за ним пойдут. Поэтому такую тонкую работу, как патриотическое воспитание, должен проводить человек, который верит в себя, страну и то, что он транслирует. В противном случае его быстро раскусят, и результат будет нулевым. Поэтому поручать это направление нужно исходя из личностных качеств человека. Возвращаясь к тому, что я говорил выше, патриотизм — это умение чем-то жертвовать: своим комфортом, свободным временем и многим другим. Нельзя быть патриотом только с восьми утра до пяти вечера, пока не закончился рабочий день. И учиться патриотизму мы все должны у нашего Президента, у которого мы видим полную самоотдачу, самопожертвование. В каких бы ситуациях ни была страна, он всегда оставался со своим народом.