Контрольная (надзорная) деятельность

Общая информация

Контроль за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных контролирующих (надзорных) органов (Департамента контроля качества образования Министерства образования, местных исполнительных и распорядительных органов) по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям, предусмотренным Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства, образовательной и иной деятельности учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям законодательства об образовании.

Контроль за обеспечением качества образования осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Критерии оценки степени риска для проведения выборочных проверок, утвержденные решением Витебского областного исполнительного комитета от 10 января 2024 г. № 12 «Об изменении решения Витебского областного исполнительного комитета от 21 декабря 2022 г. № 716»

”13. Контроль за обеспечением качества образования13.1. Учреждения дошкольного образования и специального образования на уровне дошкольного образования: 13.1.1. Обеспеченность педагогическими кадрами: По итогам календарного года, предшествующего году проведения выборочной проверки
 процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60 процентов;8
 доля воспитателей дошкольного образования, имеющих образование по специальности ”Дошкольное образование“, менее
35 процентов;
9
 доля воспитателей дошкольного образования, имеющих высшую и первую квалификационные категории, менее 35 процентов8
 13.1.2. Соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности: 
 превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале);10
 реализация образовательных программ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанных в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале)10
 13.1.3. Обеспечение безопасности образовательного процесса (динамика случаев травматизма воспитанников) – наличие учащихся, получивших травмы во время образовательного процесса10
 13.1.4. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2
 13.1.5. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования-2
 13.1.6. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1
 13.2. Учреждения общего среднего образования и специального образования на уровне общего среднего образования: 
 13.2.1. Обеспеченность педагогическими кадрами: 
 процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60 процентов;8
 доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории, менее 50 процентов8
 13.2.2. Соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности: 
 превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале);10
 реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии (при наличии уровня среднего специального образования)10
 13.2.3. Государственная аккредитация: 
 отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации);10
 выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации)10
 13.2.4. Жизнеустройство выпускников: 
 количество выпускников, получивших общее базовое образование, которые нигде не работают и не учатся;8
 количество выпускников, получивших общее среднее образование, которые нигде не работают и не учатся8
 13.2.5. Обеспечение безопасности образовательного процесса – наличие учащихся, получивших травмы во время образовательного процесса10
 13.2.6. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2
 13.2.7. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования  -2
 13.2.8. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1
 13.3. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи: 
 13.3.1. Обеспеченность педагогическими кадрами: 
 процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 60 процентов;8
 количественный состав педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, менее 30 процентов8
 13.3.2. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2
 13.3.3. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования-2
 13.3.4. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1
 13.4. Учреждения среднего специального образования: 
 13.4.1. Обеспеченность педагогическими кадрами: 
 процент укомплектованности учреждения образования педагогическими работниками, для которых эта работа является основным местом работы, менее 70 процентов;8
 количественный состав педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, менее
40 процентов;
8
 13.4.2. Соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности: 
 превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале);10
 реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии (при наличии уровня среднего специального образования)10
 13.4.3. Государственная аккредитация: 
 отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации);10
 выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации)10
 13.4.4. Жизнеустройство обучающихся: 
 процент сохранения контингента обучающихся на протяжении всего периода обучения от контрольных цифр приема в дневной форме за счет средств бюджета (в разрезе специальностей) менее
90 процентов;
7
 процент выпускников, обучавшихся за счет средств бюджета в дневной форме, получивших направление на работу по полученной специальности, от общего числа выпускников, подлежащих распределению, менее 90 процентов7
 13.4.5. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2
 13.4.6. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования-2
 13.4.7. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1
 13.5. Учреждения дополнительного образования взрослых: 
 13.5.1. Соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности: 
 превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале);10
 реализация образовательных программ по специальностям, не указанным в лицензии10
 13.5.2. Государственная аккредитация: 
 отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации);10
 выдача учреждением образования документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации)10
 13.5.3. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2
 13.5.4. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования-2
 13.5.5. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1
 13.6. Иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по профилю образования, направлению образования: 
 13.6.1. Соответствие требованиям и условиям, установленным лицензией на право осуществления образовательной деятельности: 
 превышение предельной численности обучающихся, указанной в лицензии, в том числе в обособленном подразделении (филиале);10
 реализация образовательных программ по профилю образования, направлению образования, не указанным в лицензии10
 13.6.2. Государственная аккредитация: 
 отказ в государственной аккредитации (подтверждении государственной аккредитации);10
 выдача иной организацией документов об образовании без прохождения в установленном порядке государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации)10
 13.6.3. Отсутствие нарушений в работе учреждения образования за предыдущие проверяемые периоды-2 
 13.6.4. Отсутствие обоснованных жалоб на работу учреждения образования-2 
 13.6.5. Работа на рынке образовательных услуг более 20 лет-1“. 

Типичные нарушения законодательства об образовании

ТИПИЧНЫЕ нарушения законодательства
об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности, в рамках оказания образовательных услуг

№ п/пВыявленных в ходе мониторинга нарушения (недостатки)Требования нормативных правовых актов (структурный элемент, дата, номер, НПА)
ОБЩИЕ НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ)
 Не уведомляются местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль
за обеспечением качества образования
часть вторая пункта 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь
об образовании (далее – Кодекс
об образовании)
 Не разрабатывается программно-планирующая документация воспитанияпункты 4 и 5 статьи 87 Кодекса
об образовании
 Не разрабатывается учебно-методическая документацияпункт 9 статьи 86 Кодекса
об образовании подпункт 3.2 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании
 Не создается комиссия
по разрешению конфликта интересов педагогического работника
статья 35 Кодекса об образовании
 Не определяются порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образованиястатья 117 Кодекса об образовании
 Не определяются контрольные цифры приема с учетом санитарно-эпидемиологических требованийпункты 2 и 3 статьи 58 Кодекса
об образовании
 Не размещаются в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образованияпункт 3 статьи 56 Кодекса
об образовании
 Не обеспечивается контроль ограничений на занятия соответствующих должностей при приеме на работу, заключении гражданско-правового договораабзацы 2 и 3 пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании; абзац 7 статьи 27-1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»
от 19 ноября 1993 г. № 2570- XII (при обучении несовершеннолетних)
 Наименование должностей педагогических работников, принятых  на основании трудового договора, не соответствуют установленным требованиямвыпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты от 29 июля 2020 г. № 69
 Заключенные договоры в сфере образования (договоры об оказании услуг при реализации образовательных программ
на платной основе) не соответствуют типовой форме договоров в сфере образования
статья 66 Кодекса
об образовании; приложение 10 к постановлению Министерства образования
от 9 октября 2022 г. № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования»
 Не принимаются решения
о прекращении образовательных отношений
пункт 1 статьи 68 Кодекса
об образовании
 Не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования. В том числе  отсутствуют санитарно-гигиенические заключения (положительные) о соответствии капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, необходимых для осуществления образовательной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и (или)
на работы, услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (образование)
подпункт 3.3 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании; статья 31 Закона Республики Беларусь
от 7 января 2012 г. № 340-З
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; подпункт 3.5 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь
от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»  
НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 В уставах субъектов хозяйствования не определен порядок организации образовательного и воспитательного процессовпункт 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 3 августа 2022 г. № 227 (далее – Правила безопасности ДОДиМ)
 Программы объединений
по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины не представляются на согласование структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования
абзац 4 пункта 7 статьи 235 Кодекса
об образовании пункт 38 Положения об учреждении ДОДиМ
 Прием (зачисление) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи осуществляется без принятия заявленийпункт 1 статьи 230 Кодекса
об образовании
 Не издаются приказы о приеме (зачисление) лиц на обучениепункт 44 Положения об учреждении ДОДиМ
 Не разрабатываются и не ведутся  журналы планирования и учета работы объединения по интересампункт 19 Положения об учреждении ДОДиМ
 С учащимися в течение учебного года не проводится воспитательная работапункты 21 и 22 Положения об учреждении ДОДиМ
 Не разрабатываются и (или)
не утверждаются руководителем расписания занятий
пункт 18 Положения об учреждении ДОДиМ
 На информационном стенде и на официальном сайте не размещаются правила безопасности при организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежипункт 13 Правил безопасности ДОДиМ
 Не определяется уполномоченное лицо за контролем пропускного режима в дневное времяпункт 11 Правил безопасности ДОДиМ
 Не разрабатывается инструкция о пропускном режимепункт 20 Правил безопасности ДОДиМ
НАРУШЕНИЯ (НЕДОСТАТКИ) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
 Не издаются приказы о приеме (зачисление) лиц на обучениепункт 31 Положения об учреждении дополнительного образования взрослых, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь  от 10 октября 2022 г. № 379
 Не разрабатывается  инструкция
о пропускном режиме
подпункт 3.4 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании; пункт 4 Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 3 августа 2022 г. № 227 (далее – Правила безопасности ДОВ)
 Оборудование, используемое в образовательном и воспитательном процессах, не укомплектовано эксплуатационными документами организаций-изготовителейподпункт 3.4 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании; пункта 11 Правил безопасности ДОВ
 Не выдаются документы государственного образца, подтверждающие освоение содержания соответствующей образовательной программыпункт 1 статьи 91 Кодекса
об образовании
 Не ведется книга учета и выдачи документов об обучениипункты 100 и 102 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по порядку организации и проведения мероприятий профилактического и предупредительного характера в сфере образования

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих образовательную деятельность

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности»

Об уведомлении об осуществлении (прекращении) образовательной деятельности

Пунктом 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлена обязанность иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении ими образовательной деятельности.

Министерством образования разработана примерная форма уведомления о начале и (или) прекращении образовательной деятельности, образец заполнения формы уведомления.

Обращаем внимание, что иные организации, индивидуальные предприниматели уведомляют об осуществлении и прекращении образовательной деятельности в части реализации образовательных программ.

Не требуется уведомление иными организациями об осуществлении ими лицензируемой деятельности, реализации образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов и образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих.

Примерная форма уведомления

Образец заполнения формы уведомления

Виды образовательных программ дополнительного образования взрослых для индивидуальных предпринимателей

Виды образовательных программ дополнительного образования взрослых закреплены в статье 248 Кодекса об образовании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 252 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать следующие образовательные программы дополнительного образования взрослых:

образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

Справочно:

Образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов
и иных видов обучающих курсов) – образовательная программа, направленная на удовлетворение познавательных потребностей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний.

образовательную программу курсов целевого назначения;

Справочно:

Образовательная программа курсов целевого назначения – образовательная программа, направленная на формирование компетенций

в определенной сфере профессиональной деятельности, изучение новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, правил технической эксплуатации оборудования, требований по охране труда, вопросов, связанных с повышением качества продукции, и других вопросов, направленных на решение конкретных технических, экономических и иных задач.

образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности.

Справочно:

Образовательная программа совершенствования возможностей
и способностей личности – образовательная программа, направленная
на нравственное, культурное и физическое развитие личности, формирование навыков, необходимых в повседневной жизни.

Деятельность по реализации указанных образовательных программ лицензированию не подлежит, процедура государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) индивидуальных предпринимателей, их реализующих, законодательством об образовании не предусмотрена.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы обучающих курсов организуется в соответствии с Кодексом об образовании и Положением об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, постановлением Минобразования от 09.09.2022 № 296 «Об утверждении Положения об обучающих курсах дополнительного образования взрослых» (далее – Положение об обучающих курсах).

В соответствие с абзацем третьим пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании индивидуальный предприниматель обязан потребовать,
а лицо, с которым заключается трудовой договор, гражданско-правовой договор на осуществление педагогической деятельности, обязано представить выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях.

Согласно статье 26 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны уведомлять местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования,по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252 Кодекса.

В соответствии с пунктом 11 Положение об обучающих курсах со слушателями, осваивающими содержание образовательной программы обучающих курсов на платной основе, должен заключаться договор об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе.

Справочно:

Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

Пунктом 13 Положение об обучающих курсах предусмотрено, что прием (зачисление) должны оформляться решением (приказом) индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

Следует отметь, что в соответствии с подпунктом 11.1 пункта 11 статьи 91 Кодекса об образовании лицам, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), должен выдаваться сертификат об обучении, являющийся документом об обучении. Вместе с тем, представленные в приложении к запросу копии договоров не содержат обязанности исполнителя выдавать лицам, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов, сертификаты об обучении.

Справочно:

Порядок заполнения документов об обучении, их учета и выдачи регламентирован Инструкцией о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274.

Согласно пункту 3 статьи 27 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

Справочно:

Учебно-программная документация образовательной программы обучающих курсов разрабатывается индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими образовательную программу обучающих курсов и утверждается индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, если иное не установлено законодательными актами.

соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

Справочно:

Санитарно-эпидемиологические требования в части требований к условиям и организации образовательного процесса, устройству и оборудованию учебных зданий (помещений) в организациях, в которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, установлены Специфическими санитарно-эпидемиологическими требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525.

создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических работников;

ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Согласно пункту 1 статьи 41 Кодекса об образования при осуществлении образовательной деятельности обязаны создавать условия для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в соответствии с актами законодательства. Перечень мероприятий по охране жизни и здоровья обучающихся изложен в пункте 2 статьи 41 Кодекса об образования,

Кроме того, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны неукоснительно выполнять положения, предусмотренные статьей 17 и статьей 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых.

Рекомендации по уставу организации

К общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании, применяется гражданское и иное законодательство (пункт 2 статьи 4 Кодекса об образовании).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс) в уставе, юридического лица должны определяться:

наименование юридического лица;

место его нахождения;

цели деятельности;

порядок управления деятельностью юридического лица;

иные сведения, предусмотренные Гражданским кодексом и законодательством о юридических лицах соответствующего вида.

Пунктом 20 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», обязательное требование для указания в уставе субъекта хозяйствования видов экономической деятельности не предусмотрено.

Вместе с тем, обращаем особое внимание, что в соответствии с пунктом 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Минобразования от 03.08.2022 № 227 (далее – Правила безопасности), учреждения на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.

Справочно:

Правила безопасности распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (пункт 2 Правил безопасности).

Иная организация, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность – юридическое лицо, одной из целей деятельности которого является осуществление образовательной деятельности в ходе реализации образовательных программ (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Образовательная деятельность – деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, в ходе реализации образовательных программ (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и требований к условиям, необходимым для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования, а также специального образования (подпункт 1.20 пункта 1 статьи 1 Кодекса об образовании).

Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ;

Виды образовательных программ, требования к организации образовательного процесса при их реализации установлены Кодексом об образовании, иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере образования.

О группах продленного дня

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Кодекса об образовании время пребывания воспитанников в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.

На основании пункта 31 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Минобразования от 04.08.2022 № 230, если время пребывания воспитанников составляет от 2 до 7 часов ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Следует обратить внимание, что указанное положение, в части организации образовательного процесса и приема (зачисления) лиц для получения дошкольного образования, распространяет свое действие и на иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования, иные организации, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Уход (присмотр) за воспитанниками учреждений дошкольного образования как организационно-правовая форма не установлен.

Вместе с тем, обращаем внимание, что основной вид экономической деятельности определяется субъектами хозяйствования, в том числе индивидуальными предпринимателями, самостоятельно на основе Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКЭД), утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

В соответствии с ОКЭД, деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей воспитание и обучение детей (детские сады, дошкольные центры развития ребенка и т. д.) относится к секции Р «Образование», разделу 85 «Образование», подкласс 85100 «Дошкольное образование», что и является основным критерием отнесения деятельности к «Дошкольному образованию».

Деятельность по дневному уходу за детьми, включая дневной уход за детьми-инвалидами и услуги нянь для детей относится к секции Q «Здравоохранение и социальные услуги», разделу 88 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», подкласс 88910 «Дневной уход за детьми». Данный раздел включает предоставление социальных услуг, не требующих проживания в организациях, оказывающих социальные услуги, или требующих нахождения в таких организациях в течение определенного времени суток, оказание социальных услуг в домашних условиях, а также оказание в неотложном порядке социальных услуг гражданам, попавшим в ситуацию, угрожающую их жизни и здоровью. Деятельность направлена на оказание социальных услуг постоянного или разового характера в течение определенного времени суток. Так, ОКЭД определено, что подкласс «Дошкольное образование» исключает деятельность по дневному присмотру за детьми, которая классифицируется в подклассе 88910 «Дневной уход за детьми».

Согласно пункту 16 статьи 150 Кодекса об образовании в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня (далее – ГПД) для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Минобразования.

Таким образом, ГПД открываются в учреждениях образования, которые могут функционировать только при получении соответствующей лицензии.

Порядок деятельности ГПД учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, определяется Положением о группах продленного дня учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденным постановлением Минобразования от 04.07.2022 № 161 (далее – Положение о группах продленного дня).

Положением о группах продленного дня определено, что ГПД функционируют в соответствии с режимом ГПД, утвержденным руководителем учреждения образования.

Разъяснения Министерства образования

Министерства образования Республики Беларусь по заключению договоров об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе

В связи с поступающими запросами иных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, а также типичными нарушениями при заключении иными организациями договоров об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе (далее – договор об оказании услуг), выявляемыми при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий за обеспечением качества образования, Министерство образования разъясняет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса Республики Беларусь об образовании основанием для возникновения образовательных отношений в иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, является соответствующий договор; подпункт 2.5 пункта 2 статьи 56 Кодекса об образовании предусматривает обязательное принятие решения (издание приказа) руководителем иной организации либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, о приеме (зачислении), в том числе в случае возникновения образовательных отношений на основании договора.

Пунктом 2 статьи 4 Кодекса об образовании установлено, что к общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной Кодексом об образовании, применяется гражданское и иное законодательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Учитывая требования части первой статьи 162 Гражданского кодекса, сделки между юридическими лицами и гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Пункт 2 статьи 404 Гражданского кодекса устанавливает, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), или путем обмена текстовыми документами, включая документы в электронном виде (в том числе электронные документы), которые подписаны сторонами собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан сторонами по договору (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию стороны по договору), и не противоречит законодательству и соглашению сторон.

Пунктом 2 статьи 66 Кодекса об образовании определены существенные условия договора об оказании услуг. Типовая форма договора об оказании услуг, установлена приложением 10 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования» (далее – типовой договор).

Письменная форма договора об оказании услуг также считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор путем направления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 Гражданского кодекса. При этом такое письменное предложение должно соответствовать типовому договору, содержать все существенные условия применительно к реализуемой образовательной программе.

Таким образом, заключение иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, договора об оказании услуг должно осуществляться в простой письменной форме, в том числе и в порядке, установленном пунктами 2 и 3 статьи 404 Гражданского кодекса. Полагаем возможным высказать позицию, что при этом должна обеспечиваться идентификация личности лица, принятого (зачисленного) для получения образования, при освоении последним содержания образовательной программы, которое в случаях, предусмотренных Кодексом об образовании, подтверждается документом об образовании или документом об обучении.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Кодекса об образовании договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя (одного из его законных представителей), а в соответствии с типовой формой договора такое письменное согласие оформляется непосредственно на договоре об оказании услуг.