В 112 учреждениях образования Витебской области созданы 144 агрокласса

В 112 учреждениях образования Витебской области созданы 144 агрокласса (группы), где обучаются 1143 школьника. Большинство из них имеют огромный шанс без ЦТ и вступительных экзаменов пополнить ряды учащихся и студентов ссузов и вузов и получить аграрную профессию.

О профессии – со школьной скамьи

– В прошлом учебном году впервые в нашей школе были сформированы аграрные классы на базе 10-го и 11-го классов. Они созданы по согласию самих учеников (в двух классах их всего 11) и их родителей, – подчеркнула заместитель директора по учебной работе Старосельской СШ Витебского района Елена Нарушевич. – Сразу же заключили договоры с Витебской академией ветеринарной медицины, Белорусской государственной сельскохозяйственной академией, Витебским государственным профессионально-техническим колледжем сельскохозяйственного производства и другими учебными заведениями, где продолжат учебу наши выпускники.

Не нужно думать, что особых усилий ребятам прилагать не придется. На повышенном уровне они будут изучать такие предметы, как химия и биология, – это раз. Во-вторых, при поступлении учитывается средний балл аттестата, а по профильным предметам оценка не должна быть ниже 7.

В Старосельской школе, где старшеклассники имеют профиль на определенные предметы, и процесс обучения направлен на достижение цели.

– Для 11 учеников введен обязательный факультативный курс по введению в аграрные профессии, – говорит Елена Викторовна. – Полученные знания помогают разбираться в сельскохозяйственных процессах. Не все взрослые, скажем, могут отличить пшеницу от ячменя, а наши ребята – запросто. Во всяком случае, знают, где и как растет хлеб, как непросто он дается труженикам села, что входит в обязанности агронома, зоотехника, ветврача. Могут отличить одну породу животных от другой, не понаслышке знают, каким заболеваниям они подвержены и как их лечить. Уже сегодня можно утверждать, что из 11 выпускников 8 точно изберут профессию, связанную с сельским хозяйством.

Взять хотя бы 11-классницу Лиду Орловскую. Она хочет постичь профессию ветврача, чтобы оказывать животным квалифицированную помощь.
– Выбор профессии для Лиды был предопределен, – считает заместитель директора. – Девочка постоянно заботится о четвероногих друзьях. И сейчас в ее доме содержатся три кошки, две собаки, за которыми она ухаживает.

А вот 11-классница Светлана Нарушевич занимается исследовательской деятельностью. Недавно она стала победительницей в районном конкурсе на лучшую исследовательскую работу по биологии, будет защищать честь школы и района в областном конкурсе.

Долгое время не мог сделать свой выбор 11-классник Антон Каливошка. Собирался стать поваром Дмитрий Самохвалов. И только благодаря факультативным занятиям, на которые приглашаются интересные люди, в том числе выпускники школы, среди которых были первый заместитель председателя Витебского райисполкома Петр Коренкович, нынешний студент ветакадемии Максим Дединкин, ребята окончательно определились: будут ветврачами. Ученики аграрных классов много узнают о будущих профессиях и современной технике на экскурсиях во время аграрных суббот. Посещали сельхозпредприятия Витебской бройлерной птицефабрики, «Мазоловогаз», тепличный комбинат «Рудаково» и др.

– В аграрных классах нет слабых учеников. Средний балл по всем предметам – 8. Так что не соответствует истине представление, что в аграрных классах «середнячки», – заключила Елена Нарушевич.

У аграрников – высокий уровень

О целях и задачах, которые стоят перед аграрными классами Витебщины, беседуем с начальником отдела общеобразовательной подготовки главного управления по образованию облисполкома Владимиром Бедняковым.

– Владимир Иванович, чем была вызвана необходимость создания классов аграрной направленности?

– Витебщина считается самым северным регионом страны, здесь особые климатические условия и своеобразный потенциал сельскохозяйственных территорий. Для обеспечения ритмичного развития сельскохозяйственной отрасли нужны дополнительные меры, которые бы способствовали повышению престижа профессий, востребованных на селе. Так, в прошлом году Президент подписал Указ «О развитии агропромышленного комплекса Витебской области», согласно которому руководство области должно укрепить кадровый потенциал сельхозорганизаций, в том числе путем расширения сети профильных классов аграрной направленности, чтобы они стали важным звеном в системе непрерывного аграрного образования.

– Как можно решить поставленную задачу?

– Путем эффективного взаимодействия сферы образования и сельскохозяйственной отрасли, согласования интересов и формирования общей ответственности за результаты. Система работы включает в себя несколько взаимосвязанных этапов: раннюю профориентацию учащихся 7 – 9-х классов, повышение качества образования в сельских школах, популяризацию среди старшеклассников аграрных профессий и увеличение количества профильных классов, взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования и сельскохозяйственными предприятиями области. В этой цепочке важным звеном является развитие института целевого обучения, когда будущий студент знает, куда пойдет работать после учебы. Во всех средних школах Витебщины действует разработанная в 2019 году областная программа ранней профориентации.

Для стимулирования и поднятия престижа обучения в агроклассах один раз в месяц проводятся агросубботы, во время которых ребята знакомятся с профессиями, востребованными на селе, совершают экскурсии на сельхозпредприятия, где видят условия труда и быта молодых специалистов. У школьников и их родителей разрушается устойчивый стереотип о тяжелом ручном труде с применением устаревших техники и технологий в агропромышленном комплексе.

– Сколько старшеклассников продолжают обучение по выбранному профилю?

– Первый выпуск учащихся агроклассов составил 167 человек, из них 112 (67%) поступили в вузы (68,9% – областной показатель). Это говорит о качественной подготовке аграрников. Сельскохозяйственный профиль выбрали 33 учащихся или 29% выпускников. В 2021 году выпуск учащихся аграрных классов уже превысил 300 человек, из них поступили на аграрные специальности в вузы и ссузы 76 выпускников (25%), в том числе на условиях целевой подготовки – 26. Следует отметить целенаправленную работу в данном направлении учреждений общего среднего образования Витебского, Дубровенского, Лиозненского, Полоцкого районов.

– Можно ли говорить о каких-то промежуточных итогах профориентационной работы?

– Благодаря комплексному, системному подходу в вопросах профориентации 46% выпускников 9-х классов продолжают обучение в учреждениях профессионального образования. Такой фильтр выявляет учащихся, мотивированных идти в 10-й класс, в том числе аграрной направленности. Кстати, 50% учеников агроклассов – это сельские школьники. Поэтому вопрос качества их подготовки по профильным предметам для поступления в учреждения высшего образования не теряет своей актуальности.

Своеобразным итогом и в то же время началом нового этапа в развитии аграрных классов в нашей области стал форум «ЗА молодежью – БУДУЩЕЕ!». Многие, кто побывал на масштабном профориентационном мероприятии, вдохновились увиденным и услышанным, приняли окончательное решение связать свою судьбу с сельским хозяйством. Проходил форум, в котором приняли участие более 300 школьников и гостей, при поддержке председателя облисполкома Николая Шерстнёва. В течение двух дней учащиеся 10 агроклассов были погружены в атмосферу студенчества академии ветеринарной медицины, знакомились с условиями проживания, досуга, учебными кабинетами и лабораториями, посетили музей истории и научную библиотеку.

«Биржа АГРОпрофессий» – так называлась выставка, где будущие аграрники демонстрировали навыки, приобретенные на факультативных занятиях, презентовали свои классы через имиджевую рекламу аграрной профессии и регионального бренда сельскохозяйственной продукции, участвовали в интерактивной площадке «АГРОквест», с помощью волонтеров-студентов проходили 7 тематических станций: «Семенной фонд», «Техническая», «Зоологическая» и др. Теоретические мероприятия на второй день сменились экскурсиями на ведущие объединения и предприятия, где можно было познакомиться с внедрением в агропромышленный комплекс инноваций, услышать из первых уст о перспективах развития сельского хозяйства, условиях труда и стимулировании молодых специалистов.

А главный результат всей работы по профориентации – это привлечение и закрепление молодежи в сельском хозяйстве. Ребята приходят на смену и продолжают дело своих отцов. Поэтому важно честно оценивать ситуацию и выстраивать взаимоотношения по такой траектории, чтобы добиться устойчивого и долгосрочного эффекта.

Фото предоставлено Старосельской СШ.

Добавить комментарий