Учить детей необходимо не только наукам, но и любви к Родине, считает директор Клястицкой ДССШ Татьяна Мельман

Учить не только наукам, но и любви к Родине, считает делегат VI Всебелорусского народного собрания, директор Клястицкой детского сада — средней школы имени В. Хомченовского Россонского района Татьяна Мельман.

Татьяна Викторовна второй раз примет участие в таком масштабном форуме. Она была делегатом II Всебелорусского народного собрания, которое проходило двадцать лет назад. Тогда Татьяна Мельман только полтора года проработала директором школы, сегодня она – руководитель с большим опытом и сложившимися нравственными ориентирами.

А заложены они были в детстве – трудолюбие, любовь к своей малой родине, уважение к старшему поколению. Родители Татьяны Викторовны – потомственные крестьяне, мама трудилась бригадиром, отец – трактористом.

– Любовь к земле у меня на генном уровне. Без этого, думаю, не было бы такого пришкольного участка. Когда только начинали его разбивать, мы с мамой сажали у себя на огороде капусту для школы. Я очень благодарна за все, что она мне дала. К сожалению, три года назад мама ушла из жизни, и родительский дом в Ровном Поле опустел, – рассказывает Татьяна Викторовна.

Впрочем, опустела и сама деревня. Из местных жительниц осталась только одна 85-летняя женщина. Еще несколько домов обживают дачники. Ровное Поле – легендарное место, связанное с партизанским движением.

– Помню, как в деревню приезжал Машеров, я даже сидела на руках у Петра Мироновича. Его вертолет садился в поле за нашим домом. Он никогда не предупреждал о визите. Поэтому никто не готовился. Но когда видели, что вертолет приземляется, женщины рвали в палисадниках цветы и давали мне, чтобы я, самая юная, вручила дорогому гостю букетик. Он всегда приезжал с гостинцами для детей, мальчишек катал на вертолете, – вспоминает Татьяна Мельман.

Такие встречи оставляют след на всю жизнь. Как и общение во время учебы в пединституте имени П. Машерова (ныне госуниверситет) с белорусскими писателями Нилом Гилевичем, Янкой Брылем, Виталием Вольским, которых приглашал в вуз ее преподаватель, сам замечательный поэт Анатолий Конопелько.

– От таких людей набираешься жизненной мудрости, учишься целеустремленности, желанию постигать новое, – делится Татьяна Викторовна.

Несмотря на большую занятость административной работой, она не оставляет преподавание. Ведет белорусский язык и литературу, считая, что директор должен оставаться педагогом. Помимо тренинга, для нее уроки – отдушина, как и работа на пришкольном участке, где она вместе с другими педагогами и учащимися выращивает овощи и разводит цветы. Причем на этом и зарабатывают. Так, в прошлом году реализовали охотничьему хозяйству «Красный бор» цветочной рассады на 5 тыс. рублей, которые пошли на школьные нужды.

Татьяна Мельман — сама выпускница школы, в которой работает 28 лет. В первый класс пошла с шести, хотя в то время нужно было подождать еще годик.

– Когда приехала проверка, меня как малолетку исключили, но папа потом обратился в отдел образования и взял официальное разрешение, что мне можно учиться. Так что в 16 лет я уже поступила в вуз, а в 20 стала преподавать, – рассказывает Татьяна Викторовна.

В прошлом году Клястицкая школа отметила 180-летие. Пандемия помешала провести большое торжество по случаю юбилея, но в память об этой дате и в честь 75-летия Великой Победы высадили 75 туй, спирей и других декоративных кустов.

– Это была символическая акция, которую посвятили участникам Великой Отечественной войны, педагогам, выпускникам разных поколений. Мы приглашали ветеранов, родителей, членов попечительского совета, которые рассказывали детям о своих родных, сражавшихся за Родину. Кроме того, каждый класс написал письмо тем, кто придет в школу через 10 лет. Конверты запечатали и положили на хранение в школьный музей, – рассказывает директор.

Подрастает и фруктовый сад, заложенный в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для него специально подбирали яблони сорта «слава победителям».

Гордость Клястицкой школы – музей Народной славы. Он посвящен двум войнам – Великой Отечественной и 1812 года. События, происходившие в здешних местах, вошли в историю ратной славы защитников Отечества. Это знаменитая битва под Клястицами, когда русская армия остановила французов, рвавшихся к Петербургу, и один из центров партизанской борьбы с фашистами.

Без преувеличения можно сказать, что школьный музей – единственный в своем роде на территории бывшего Союза – является визитной карточкой Россонщины. Сюда приезжают гости из разных стран, в частности, из Франции, Венгрии, США. В свою очередь учащихся из Клястиц не раз приглашали в Санкт-Петербург на мероприятия, связанные с историей Отечественной войны 1812 года. Недавно в музее появился еще один зал – этнографический, тоже напрямую связанный с историей родного края.

– В экспозицию вошли предметы и из родительского дома. Мама знала о моей мечте открыть такой зал и хранила старые вещи. Собирали экспонаты всей школой. На днях бывшая выпускница привезла из Миорского района ткацкий станок. Мы очень хотели его иметь, теперь будем знакомить детей со старинным ремеслом, которым занимались их предки, – поясняет Татьяна Викторовна.

Гражданско-патриотическое воспитание, краеведение являются ведущим направлением работы школы. Экскурсии в музее проводят сами дети. Учащиеся занимаются исследовательской работой, участвуют в чтениях, в том числе международных, конкурсах, выступают на научных конференциях.

Малокомплектные классы позволяют каждому ученику в полной мере использовать передовые технологии. Обеспеченность спортинвентарем почти 150%.

Но есть у сельской школы свои проблемы, и на них заостряет внимание директор.

– У нас немало талантливых учеников, которые хотели бы заниматься пением, танцами, спортивной борьбой. Но сельская школа не может им это предложить. Если у родителей есть возможности, они отвозят детей в Россоны или Полоцк в спортшколы и школы искусств. А если нет? Прежде мы компенсировали этот пробел экскурсиями. На школьном автобусе выезжали в Полоцк, Витебск, Минск, добирались даже до Несвижа. Посещали музеи, Национальную библиотеку, линию Сталина, Березинский заповедник, Коласовский театр, где очень любили наших детей, поскольку они были очень чуткими зрителями. Но потом нам запретили использовать свой автобус для других целей, помимо подвоза детей к школе. Заказывать экскурсионный – для многих родителей дорого, а вот оплатить стоимость горюче-смазочных материалов почти всем под силу. Кроме того, я считаю, что все наши поездки можно отнести к образовательной и профориентационной деятельности, – высказывает свое мнение директор.

И приводит пример. Несколько лет подряд школьники ездили на экскурсию в Витебскую академию ветеринарной медицины, некоторые выпускники затем поступали в это учебное заведение, а потом возвращались домой, и работают сегодня на местном сельхозпредприятии.

Болезненный вопрос сельской школы –  недостаточная укомплектованность профессиональными кадрами. Директор не может обеспечить должной нагрузкой учебными часами по определенным предметам. Поэтому, например, физику приходится вести учителю трудового обучения. Непродуманной для большинства небольших сельских школ считает Татьяна Викторовна систему допрофессиональной подготовки учащихся 10 — 11-х классов. Что учебное заведение может предложить? Трудовое обучение для девочек по овощеводству и столярное дело для мальчиков. Это в крупном городе благодаря сотрудничеству с профессионально-техническими учреждениями образования есть большой выбор профессий.

В некоторой степени все это сказывается на качестве образования, но несущественно. И об этом говорит статистика. Ежегодно в вузы поступает от 63 до 100% выпускников. Высшее образование важно, но это не главное.

– Наши дети добрее. Раньше плакали, когда читали некоторые произведения. Сейчас мир стал жестче. Может, слез и не увидишь. Но доброта все равно проявляется. У нас классы интегрированные, в них есть дети с особенностями психофизического развития. Их никто не обижает. Учащиеся, которые пришли из других, закрывшихся, школ, очень быстро адаптируются. Сельские дети трудолюбивые, цепкие, готовы брать знания, открытые, – отмечает Татьяна Мельман.

И в этом ее заслуга и других педагогов, которые сеют разумное, доброе, вечное.

– Как делегат Всебелорусского народного собрания хочу обратиться к соотечественникам с призывом бескорыстно любить свою Родину. В какой-то степени есть вина государства в том, что выросло поколение потребителей, думающих только о том, что страна должна сделать для них. А что каждый сделал для своей Родины? Многое зависит от родителей, школы. От того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее – либо прогресс, либо деградация общества. Необходимо совершенствовать систему воспитательной работы, объединить усилия и общественных организаций, и семьи, и школы для того, чтобы научить наших детей уважать, ценить и сохранять опыт, переданный нам предыдущими поколениями, — подытоживает Татьяна Мельман.

Сегодня в учебном заведении 96 детей, 46 из них подвозят из восьми населенных пунктов, и 33 воспитанника детсада. По оснащенности сельской школе могут позавидовать некоторые городские – три мультиборда, пять ЖК-телевизоров, современный компьютерный кабинет, интерактивная доска. 14 компьютеров имеют выход в интернет, третий год в школе ведутся электронные журналы и дневники.

Фото Дмитрия ОСИПОВА и из архива школы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *