Республиканский совет директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – задачи на повышение качества подготовки кадров

Сегодня на базе Жировичского государственного аграрно-технического колледжа состоялось заседание Республиканского совета директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с участием начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Минобразования Петровой А.Н., начальника главного управления образования Гродненского облисполкома Абрамчика Р.Ю, ректора РИПО Голубовского В.Н.

На заседании совета обсуждены вопросы повышения качества подготовки кадров, результаты экспериментальной деятельности по апробации новых форм и методов организации образовательного процесса и внедрения цифровых технологий в учреждениях ПТО и ССО. В ходе заседания обсуждены положения проекта Концепции развития системы образования до 2030 года, проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании».

В основе развития образовательной системы, способной отвечать на вызовы современного социально-технологического уклада лежит система, позволяющая формировать актуальные знания и умения у молодежи и у взрослого населения.

Ректор РИПО В.Н.Голубовский, выступая перед участниками заседания, отметил: «Обозначенные задачи требуют изменения подходов в обновлении содержания и организации образовательного процесса, в основе которых заложены принципы опережающей подготовки кадров. Они рассматриваются в двух аспектах.

изображение_viber_2021-06-18_12-26-51.jpg

Первый – содержание образовательных программ должно опережать уровень развития производств, так как новые технологии могут внедряться в течение одного года при наличии средств на приобретение современного оборудования, а срок подготовки кадров в системе профессионального образования – от одного до трех лет. Это значит, что изучать современные технологии необходимо даже при их отсутствии на предприятиях.

Второй – это заблаговременное переобучение работников, подлежащих высвобождению в условиях модернизации производств. И в одном, и в другом случае система профессионального образования готова к решению этих задач. При этом важно создать условия для своевременного проникновения информации в систему образования о предстоящих инвестиционных проектах и внедряемых технологиях».

Например, в программе социально-экономического развития в сфере промышленности планируется развитие отечественного производства электротранспорта и автокомпонентов к нему. Будет увеличен выпуск электробусов. Предполагается организация автомобильного кластера, ядром которого станут предприятия по производству дизельных и гибридных двигателей внутреннего сгорания экологического класса Евро-6 и выше, автокомпонентов и двигателей для легковых автомобилей, дорожной и строительной техники.

В то же время в составе кластера нет учреждений профессионального образования. А ведь кластер предполагает наличие участников, обеспечивающих создание конечного продукта, и кадры в этом процессе занимают далеко не последнее место в кластерной цепочке.

«Полагаю, качество инвестиционного проекта зависит от своевременного подключения представителей системы образования к обсуждению требований к кадрам и уровню их квалификации, т. е. не после ввода в эксплуатацию модернизированного или нового предприятия, а на этапе разработки проекта и определения перечня оборудования, как это сделал МАЗ при создании совместного предприятия МАЗ-Вэйчай», – сказал В.Н.Голубовский.

Организация опережающей подготовки кадров для перспективных секторов экономики осуществляется через экспериментальную деятельность в учреждениях профессионального образования при координации РИПО. Одним из них является экспериментальный проект на тему «Апробация методики отбора и структурирования содержания образовательных программ на основе модернизации Национальной системы квалификаций».

Результатами экспериментов являются новые специальности, открытые для предприятий машино- и автомобилестроения, Белорусской Национальной биотехнологической корпорации, сферы информационных технологий, строительства, связи и информатизации и др.

На заседании Совета затронута и тема развития сети центров компетенции, отраслевых лабораторий. Их нужно использовать не только для учебных целей, а для получения значимых практических результатов, востребованных отечественными и зарубежными субъектами хозяйствования. Они должны вырабатывать у обучающихся навыки и умения быстро адаптироваться на рабочих местах и успешно включаться в трудовую деятельность организации.

Вообще, в подготовке кадров важна хорошо организованная, проработанная с технологической и методической сторон практическая часть учебного процесса. Но практикоориентированная подготовка кадров требует постоянного обновления дорогостоящего оборудования, программного обеспечения иных ресурсов. Каждое учреждение всем этим не снабдишь. Выход – в использовании сетевой формы взаимодействия. Она позволяет обучающимся одного учреждения образования освоить содержание части образовательной программы с использованием ресурсного обеспечения другого учреждения.

Работа в этом направлении начата и будет продолжена в следующей пятилетке. Законодательная база для сетевого обучения заложена в проекте Кодекса.

Участники Совета ознакомились с лабораториями и мастерскими ресурсного центра с/х производства, созданного на базе Жировичского государственного аграрно-технического колледжа, ознакомились с организаций образовательного процесса с применение современных динамических тренажеров с/х техники с технологией вертуальной и дополненной реальности.

Пресс-центр Министерства образования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *