Ключевая цель государства – интегрировать людей с инвалидностью в общество

На заседании восьмой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва сенаторы одобрили законопроект «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Из основных нововведений законопроекта – полноправное включение людей с инвалидностью в общество, а также реализация государственной политики социальной интеграции инвалидов, создание доступной среды и улучшение качества жизни инвалидов, поддержка семей с инвалидами.

Фото пресс-службы Министерства труда и соцзащиты

В системе государственной и социальной поддержки люди с инвалидностью занимают особое место. 6% населения страны, а это более полумиллиона человек, – люди, имеющие инвалидность. Еще на рубеже 2000-х годов считалось, что основная цель помощи инвалидам – оказание материальной поддержки. В современном мире задачи трансформировались. И теперь ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество.

И сегодня к этой актуальной теме приурочено выездное заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, которое проходит в г.Островец на базе многофункционального комплекса социально-культурного назначения и творчества молодежи.

В заседании совета принимают участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Викторович Петришенко, члены Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов; руководство Министерства образования; Министерства труда и социальной защиты, представители республиканских органов государственного управления, заместители председателей облисполкомов и Минского горисполкома.

Участники выездного заседания рассмотрели состояние работы по решению проблем инвалидов в Гродненской области, обсудили выполнение принятых решений Республиканского межведомственного совета, ознакомились с деятельностью государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения Островецкого района», работой учреждения здравоохранения «Островецкая районная клиническая больница» по организации медицинской реабилитации инвалидов и оказанию им иной медицинской помощи.

Также члены Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов посетили государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Островец», где ознакомились с условиями обучения детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.

По информации директора школы Людмилы Сосновской в учреждении образования создается безбарьерная среда с учетом комплексного подхода: установлены мнемосхемы, речевые информаторы, тактильные таблички, тактильные наклейки, тактильная плитка. Работа по созданию универсальной безбарьерной среды будет завершена к концу 2022 года.

В 2021/2022 учебном году обучение и воспитание было организовано для 734 учащихся.

Для удовлетворения образовательных запросов учащихся и их законных представителей школой организовано изучение на повышенном уровне учебных предметов: на II ступени английского языка для учащихся V «А» класса, физики – для учащихся IX «А» класса, на III ступени – математики, физики для учащихся X класса.

Отметим: в системе образования создан и ежегодно обновляется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, который позволяет систематизировать сведения, отслеживать тенденции в развитии специального образования, рационально планировать сеть учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, прогнозировать развитие инклюзивных процессов в образовании, координировать меры по улучшению качества управления системой специального образования.

Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития организуется в 238 учреждениях специального образования (49 специальных дошкольных учреждений, 48 специальных школ, 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) и в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в условиях интеграции (более 3,5 тыс. специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, 5,2 тыс. специальных классов и классов интегрированного обучения и воспитания).

Центральное место в системе специального образования принадлежит центрам коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые обеспечивают координацию деятельности специалистов в сфере специального образования на территории определенного региона, взаимодействуют с организациями здравоохранения и учреждениями социального обслуживания, оказывают консультативную помощь и занимаются методической работой.

В учреждениях дошкольного и общего среднего образования функционируют более 3,6 тыс. пунктов коррекционно-педагогической помощи.

В 2016 г. создан Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В 2017 г. при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на базе Института инклюзивного образования открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования. С 2019 года открыты ресурсные центры инклюзивного образования на базе областных ЦКРОиР.

За последние двадцать лет в два раза сократилось количество специальных школ и школ-интернатов, сложилась система интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития, способствующая их включению в совместный с обычными сверстниками образовательный процесс, досуговую, культурную, спортивную и творческую деятельность.

В Кодексе об образовании Республики Беларусь принципы, на которых основывается государственная политика в сфере образования, дополнены принципом инклюзии в образовании, что позволит учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого обучающегося, независимо от его культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в физических и умственных способностях.

Предоставлена возможность сочетать обучение на дому (по медицинским показаниям) и в учреждении образования, что будет способствовать социализации обучающихся.

В рамках выполнения подпрограммы «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021-2025 годы запланировано создание доступной среды в 281 учреждении образования.

Пресс-центр Министерства образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.