Чтобы чтение не было мучением: Как научить читать дошкольников, часами сидящих в интернете и воспитанных с помощью гаджетов?

Как научить читать дошкольников, часами сидящих в интернете и воспитанных с помощью гаджетов? И нужно ли прививать любовь к книгам — может быть, это уже пережиток прошлого? Разбираемся в вопросе вместе с родителями, библиотекарями и работниками детского сада.

Дорога от А до Я 

Чтение уверенно лидировало в списке лучших развлечений моего детства. Оно и понятно: телевизор транслировал только три канала, где мультфильмы показывали очень дозированно, а для активных игр на улице не всегда удавалось найти подходящую компанию. Зато книги в любой момент готовы были выручить и спасти от скуки. Но даже тогда читать нравилось далеко не всем моим сверстникам. И не один дневник в начальной школе краснел от замечаний учителя, потому что ученики не прочли заданный на дом текст.

Что же говорить о современных детях, которые растут совсем в иных условиях. Платное телевидение позволяет с утра до вечера смотреть какие угодно передачи. Тут тебе и мультсериалы, и концерты, и путешествия в разные страны, и видео из жизни животных. А если, переключая каналы, ничего подходящего не нашел, то к твоим услугам интернет. Все ярко, наглядно, доступно. Ну как тут заинтересовать чтением? Как убедить ребенка выучить буквы, взять в руки книгу? А сделать это необходимо, ведь рано или поздно каждому придется иметь дело с напечатанными текстами.

Узнать, как выходят из ситуации нынешние родители, я решила у них самих.

– Специально мы алфавит не учили, не ставили такую цель. Однако дома было много всяких игрушек и игр с буквами, разных книг, – рассказывает Ирина, мама шестилетней Ульяны. – Так что в три года дочь как-то сама по себе алфавит запомнила. Но такое знание совсем не означает умения читать. Самостоятельно она до сих пор не читает, хотя очень полюбила слушать, может сидеть так и час, и два. Также ей нравится смотреть мультфильм и сравнивать с произведением, по которому он был снят, искать отличия.

– Чтобы ребенок выучил буквы, я нашла и скачала приложение на телефон, – делится опытом Ольга, мама семилетней Ксюши. – Кое-как процесс пошел. Позже очень помог детский сад. Там в последний год учили алфавит и готовили к школе. В коллективе дочь все усваивает лучше, ей вместе с другими ребятами интереснее, да и отставать от остальных не хочется. Но все равно читать по собственной инициативе не желает. Разве что, если понравятся иллюстрации, может взяться за произведение самостоятельно.

Например, недавно ей попался на глаза «Котенок по имени Гав» Григория Остера, дочери стало интересно – в итоге одолела сама.

Тем не менее утверждать, что сейчас в школу приходят дети поголовно нечитающие, ни в коем случае нельзя. Та же Ирина во время нашей беседы отметила, что ей довелось в последние полгода общаться со многими мамами, чьи сыновья и дочери – ровесники ее ребенка. И, за редким исключением, семилетки уже довольно бегло читают, несмотря на наличие дома смартфонов и планшетов.Как же удается этого добиться?

Все начинается с семьи 

– Я часто посещаю разные родительские форумы в интернете. И поняла, что у большинства читающих детей папа и мама не злоупотребляют гаджетами, а дома не работает фоном телевизор, – комментирует Ирина.

Похожее мнение высказала и заведующий библиотекой-филиалом №5 имени Л. Н. Толстого ЦБС г. Витебска Елена Козина:

– Если ребенок не видел родителей с книгой, как он начнет читать? Папа и мама всегда являются примером для подражания. Кроме того, если малыш с первых лет жизни будет слушать сказки на ночь, он потом начнет сам этого просить. Нужно формировать у детей собственную потребность знакомиться с литературой, а не ждать, пока они пойдут в сад, школу и там научат.

Хотя, безусловно, на этом пути родители могут рассчитывать на поддержку и учреждений образования, и библиотек.

– Мы работаем с книгами, знаем их, поэтому с радостью подскажем, что взять ребенку, поможем вызвать интерес, – говорит Елена Андреевна. – Также библиотеки всегда взаимодействовали с детскими садами и школами, чтобы популяризировать литературу и расширять кругозор подрастающего поколения. Мы приходим в старшие группы, читаем там сказки, рассказываем о героях, проводим викторины. Планируя мероприятия со школьниками, стараемся учитывать содержание учебной программы. Чтобы пробудить интерес к литературе, используем отрывки из мультфильмов, поскольку в работе с подрастающим поколением очень важен визуальный ряд. Кстати, хотя сейчас детей сложно чем-то удивить, как показывает практика, нередко они не знакомы с отличными старыми анимационными лентами, снятыми по различным произведениям.

В 50 – 70-е годы прошлого века было создано много советских мультфильмов по сказкам отечественных и зарубежных писателей, и зачастую оказывается, что никто в классе их не видел.

Елена Козина также дала совет, который поможет родителям не отбить у детей желание читать: ребенок должен иметь возможность выбирать книги, исходя из собственных предпочтений. Один захочет взять в библиотеке волшебные сказки, другому интересно, как устроены машины, третий любит комиксы – ну и пусть, не стоит ограничиваться только списком, выданным в школе. Иначе дети будут думать, что читать – это скучная обязанность, не понимая, как это увлекательно.

Плечо подставит воспитатель 

Огромную помощь мамам и папам в обучении малышей грамоте и формировании интереса к литературе оказывают учреждения образования, в частности, детские сады.

– Работа педагогического коллектива нацелена на разностороннее развитие ребенка, в том числе и на подготовку его к школе, не забывая при этом о самоценности детства, – отмечает заведующий ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Витебска» Инна Барановская. – Образовательный процесс строится, исходя из учебного плана (он определяет нагрузку в неделю в зависимости от возраста), санитарных норм, которые регламентируют продолжительность занятий и перерывов между ними, а также с учетом утвержденной Министерством образования Республики Беларусь Учебной программы дошкольного образования.

Непосредственно формирование у детей навыков чтения предусмотрено задачами образовательной области «Подготовка к обучению детей грамоте», поясняет Инна Константиновна. Рассчитана данная работа на малышей 5 — 6 и 6 — 7 лет, занятия проводятся раз в неделю. Помимо этого, для закрепления первоначальных навыков чтения, звуко-буквенного анализа и синтеза, понимания звуковой составляющей речи воспитатели дошкольного образования используют так называемые нерегламентированные виды детской деятельности. Сюда относятся общение, познавательно-практическая деятельность, трудовая, художественно-продуктивная. Кроме того, по запросам законных представителей воспитанников детский сад предлагает образовательные услуги на платной основе. Например, в одной из старших групп используется методика Зайцева. В ее основе – системный подход, включающий в себя игры и упражнения с таблицами, кубиками, аудиоматериалами, нацеленные на запоминание слогов и одновременно развивающие речь, будущую грамотность и фонематический слух ребенка.

Но хотя в основном осваивают алфавит и чтение детки постарше, подготовка к этому начинается намного раньше.

– Поскольку обучение грамоте опирается на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем и звуко-буквенного анализа, то возникает необходимость научить ребенка слышать, из каких звуков состоят слова. Это нашло отражение в образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения», которая реализуется с первой младшей группы, – рассказывает Инна Барановская. – Мы расширяем активный и пассивный словарь, разрабатываем артикуляционный аппарат, что позволит к 5 — 6 годам качественно произнести даже самый сложный звук. Когда в коллектив приходят молодые педагоги, всегда проводим для них консультации дефектолога. Специалист подсказывает, на что следует опираться в работе с детьми дошкольного возраста.

У каждого воспитателя имеется картотека дидактических игр, которая постоянно пополняется. В саду много наглядности, позволяющей сделать процесс обучения увлекательным, красочным и более эффективным. Кроме того, как на стендах, так и на официальном сайте учреждения размещен консультативный материал для повышения педагогической грамотности родителей. А с 1 сентября, с учетом веяний времени, начал работу инстаграм-канал, где в перспективе появятся посты, касающиеся обучения детей грамоте.

По словам Инны Константиновны, на выходе из учреждения дошкольного образования подавляющее большинство воспитанников умеет читать и понимать прочитанное. Скептики, возможно, спросят, что мешает добиться стопроцентного успеха? Ответ достаточно очевиден. Для получения результата необходимы совместные усилия родителей и педагогического коллектива, а также наличие литературы рядом с ребенком, в том числе – дома.

– Сейчас к услугам каждого человека – любая библиотека с большим количеством фондов. Родители всегда могут взять там книги. Но вопрос порой в том, есть ли у взрослых желание посетить библиотеку с ребенком. Помимо этого, иногда сказываются отсутствие педагогических знаний у мамы и папы, непонимание, как правильно учить читать. Хотя в интернете можно найти множество рекомендаций специалистов, не все хотят тратить свое время, изучать методику, чтобы использовать ее со своими детьми. Тогда учреждение дошкольного образования становится палочкой-выручалочкой, исправляющей ситуацию, – считает Инна Барановская.

Как видим, несмотря на многочисленные технические новинки, традиции чтения пока остаются с нами. И если в детсад приходят малыши, которым уделяют внимание дома, которые знакомы с ритуалом чтения перед сном, от которых родители не отгораживаются гаджетами, потому что гораздо проще включить телевизор или дать в руки телефон, чем позаниматься чем-то вместе, то общие старания семьи, воспитателей и сотрудников библиотек обязательно приносят свои плоды.

Фото Дмитрия ОСИПОВА 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *