Акцент – на подготовку научных кадров для учреждений высшего образования

23 июня в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы состоялось заседание совета экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва на тему: «Состояние, тенденции и проблемы подготовки научных кадров для учреждений высшего образования».

В мероприятии приняли участие члены Совета Республики, руководители Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства образования, Высшей аттестационной комиссии, представители НАН Беларуси, ректоры учреждений высшего образования и др.

Выступая перед участниками заседания, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель совета ЭКС Наталья Кочанова отметила: «Вопросы, которые касаются подготовки научных кадров для обеспечения учреждений высшего образования нашей страны, являются актуальными. Это главное. Нам с вами нужен серьезный разговор, касающийся защиты диссертаций, какие насущные темы рассматривают в них наши молодые ученые, насколько заинтересована сегодня молодежь идти в науку, работать в ней, а, тем более, остаться в университете на преподавательской работе».

изображение_viber_2021-06-23_12-30-12.jpg

О подходах Министерства образования к подготовке кадров для учреждений высшего образования проинформировала Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Ирина Старовойтова.

Было отмечено, что в современном мире знания и компетенции являются важнейшими факторами экономического роста, условием устойчивого развития государства. Именно учреждения высшего образования призваны формировать опережающие профессиональные и социально-гуманитарные знания у специалистов.

«Модель современного университета предполагает помимо интеллектуальной функции реализацию также широкого спектра важнейших задач, обеспечивающих развитие общества: проведение научных исследований, обеспечение экспертных оценок развития общества, формирование интеллектуального капитала общества, поддержка развития новых производств и внедрение новых технологий и др. В решении указанных задач, несомненно, важнейшим является развитие кадрового потенциала университетов», – сообщила Ирина Старовойтова.

В нашей стране делается все необходимое, чтобы образование, в том числе высшая школа, развивались динамично. На завершающей стадии принятия находится проект новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании. Разработан проект Концепции развития системы образования до 2030 года.

«Мы понимаем, что сегодня крайне важно укрепить системную работу с научными кадрами. В настоящее время принимаются меры по омоложению и повышению уровня квалификации профессорско-преподавательского состава. С другой стороны, каждый вуз также должен поэтапно и самостоятельно решать вопрос обновления кадров, отбирая лучших студентов-выпускников, магистрантов, готовя их к защите кандидатских и докторских диссертаций», – уверена представитель ведомства.

Сегодня в Беларуси функционируют 42 государственных и 8 частных учреждений высшего образования, которые обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда. В национальной системе высшего образования подготовку специалистов осуществляют более 19,6 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и научных работников. Ученую степень доктора или кандидата наук имеют более 46 % сотрудников.

Министерством образования с 1 сентября 2019 года внедрена новая модель магистратуры, которая предусматривает реализацию единой образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы. Усилена научно-исследовательская, инновационная направленность подготовки, исключено дублирование дисциплин, увеличена аудиторная нагрузка магистранта. По специальностям магистратуры утверждены новые образовательные стандарты и учебно-программная документация.

Подготовка преподавателей более высокого квалификационного уровня в системе Министерства образования ведется в аспирантуре и докторантуре. В настоящее время в аспирантуре организаций Министерства образования обучается более 2,5 тыс. человек, в докторантуре – 325 человек.

Для обеспечения преемственности в подготовке научно-педагогических кадров, формирования у студентов осознанной заинтересованности к будущему поступлению в аспирантуру и последующей работы в учреждениях высшего образования Министерством образования разработана и реализуется отраслевая программа «Кадры 2018-2025», а также организована работа по формированию резерва для выявления перспективной потребности учреждений высшего образования в научных и педагогических кадрах.

Сегодня в университетах функционируют Советы молодых ученых, а в марте 2020 года создан Совет молодых ученых при Министерстве образования.

Остановилась Ирина Старовойтова и на проведении на республиканском уровне различных научных конкурсов. Например, для стимулирования талантливых молодых ученых Министерством образования проводится ежегодный конкурс научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов для их выполнения за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных министерством на выделение грантов. Выявлению одаренной молодежи, демонстрирующей особые успехи в научной сфере, способствует ежегодное проведение Республиканского конкурса научных работ студентов.

По мнению Первого заместителя Министра образования важно на всех уровнях активно включаться в отбор и продвижение талантливых молодых людей.

Проводимая работа позволит обеспечить устойчивое повышение качества белорусского образования и сформировать новую генерацию специалистов, подготовленных к высокопрофессиональной деятельности в инновационных отраслях экономики.

Участники заседания совета ЭКС также рассмотрели вопросы подготовки научных кадров высшей квалификации по приоритетным специальностям и предложения по ее совершенствованию, проблемы аттестации кадров высшей научной квалификации в контексте их подготовки на современном этапе, обсудили актуальность проблемы привлечения и закрепления молодежи в науке, а также эффективность кадровой политики как важнейший фактор устойчивого развития современного учреждения высшего образования.

Пресс-центр Министерства образования.

Добавить комментарий